Previous Entry Share Next Entry
ПРИЗНАНИЕ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ: Необходимы экономические предпосылки
win_ru


ПРИЗНАНИЕ ЮЖНОЙ ОСЕТИИ:
Необходимы экономические предпосылки

В Южной Осетии уничтожена вся инфраструктура, нет ни одного крупного предприятия, ни одного профессионального технического училища, нет кадров, нет основы любой экономики – человеческого и интеллектуального капитала. Сельское хозяйство находится на уровне домашних хозяйств, практически нет колхозов, способных приносить экономическую прибыль. Не решен вопрос продовольственной безопасности, нет необходимой корзины продуктов, которые производятся внутри независимого государства. В этих условиях трудно обеспечить возвращение населения, бежавшего от грузинских вторжений в 1990, 2004 и 2008 годах.



После 20 лет ожидания Южная Осетия стала независимой республикой. Политические прения, касающиеся ее признания Россией не прекратились, однако уже не мешают проведению нового саммита «Россия – НАТО». Стоит, однако, вспомнить, что изначально стояла цель не «суверенитет и независимость от Грузии», а «объединение Северной и Южной Осетии в единую республику, и вхождение в состав Российской Федерации». Референдум по вопросу «о государственной независимости и (или) воссоединении с Северной Осетией» был проведён в Южной Осетии 19 января 1992 года, в результате, независимость Южной Осетии с перспективой объединения с Российской Федерацией поддержали более 98% участников референдума. На данном этапе, вопроса об объединении РСО-Алании и Южной Осетии в единую республику уже не ставится. Проблема, однако, заключается в том, что вопрос объединения РСО-Алании и Южной Осетии имел не только политический, но и экономический контекст. Южной Осетии нужно «плечо», на которое можно опереться, восстанавливая разрушенную экномику.

В скором времени предстоят новые выборы в ЮО, и конфронтация между различными политическими группировками усиливается. Возможно, после новогодних праздников эта конфронтация станет жесткой, явной. Причем она возможна на всех уровнях. Из вышесказанного вытекает, что текущий «штиль» всего лишь затишье перед очередным актом «большой игры».

Велика вероятность очередного вооруженного конфликта с Грузией, на данный момент власти Грузии не только восстановили военный потенциал к уровню 2008 года, но и продолжают его наращивать. Но это далеко не самый худший сценарий. Власти Грузии могут начать экономическую войну против Южной Осетии. Крупные населенные пункты республики, в том числе и Цхинвал, находятся практически на границе, это может привести к оттоку экономически активного населения, которое пережило несколько грузинских агрессий и стало достаточно инертным, лишенным запаса патриотической прочности. На первый взгляд, такой сценарий кажется маловероятным, однако состояние экономики республики и уровень жизни населения говорит об обратном, а бюджет на антироссийскую пропаганду выделяется значительный.

Нейтрализовать эти угрозы может только эффективное экономическое развитие региона. Но до сих пор нет понимания, как привлекать инвестиции – в прямом их понимании, а не безвозмездные «транши» России. В республике уничтожена вся инфраструктура, нет ни одного крупного предприятия, ни одного профессионального технического училища, нет кадров, нет основы любой экономики – человеческого и интеллектуального капитала. Сельское хозяйство находится на уровне домашних хозяйств, практически нет колхозов, способных приносить экономическую прибыль. Не решен вопрос продовольственной безопасности, нет необходимой корзины продуктов, которые производятся внутри независимого государства. В этих условиях трудно обеспечить возвращение населения, бежавшего от грузинских вторжений в 1990, 2004 и 2008 годах.

Как выйти из сложившегося положения? Одним из вариантом могло бы стать создание оффшорной зоны и привлечение иностранного финансового о капитала, который стал бы своего рода экономическим основанием для признания республики многими странами. Для признания независимости Южной Осетии недостаточно только политических мотивов, необходим еще и экономический фундамент подобных решений. Думается, что создание «курортной» зоны для мирового капитала станет триггером в цепной реакции признания суверенитета республики.

Со своей стороны, России необходима «своя» оффшорная зона, где будут контролироваться капиталы российского бизнеса, нужна альтернатива Банку Кипра и его оффшорам. Для Южной Осетии эта была бы наилучшая из возможных перспектив развития, так как после стабильной работы этого «механизма», безопасность будет обеспечена наличием огромных капиталов в республике. Тогда нападение на республику будет не только «уколом» в адрес Российской Федерации, но и ударом по крупному капиталу разных стран.

Алик Пухаев для WIN.RU
 

?

Log in